Храм Иоанна Предтечи
Православный календарь
Историческая справка о Храме Иоанна Предтечи
Православные храмы Соликамска и Пермского края
Адрес Храма Иоанна Предтечи, Пермский край, г.Соликамск, счет в банке для пожертвований
Ссылки, программы, новости
Фотогалерея
 
 
 
 
 

ПОХВАЛО-БОГОРОДИЦКАЯ

В ОРЛОВСКОМ СЕЛЕ ЦЕРКОВЬ

Село Орел находится от Усолья на юг вниз по течению Камы, на правом берегу, в 12 верстах. Оно расположено на возвышенном месте, ровном и сухом до того, что вся почва его есть ничто иное, как сыпучий песок. В приходе сего село находится четыре деревни, из коих две на правом берегу Камы и две на левом. На правом

1) Огурдино в 4 верстах от Орла, с каменною часовнею,

2) Пешково на речке Кондасе, в 6 верстах, с деревянною часовнею; на левом берегу:

3) Леменский лесопиленный завод в 4 верстах, с каменной часовнею, и

4) Белая пашня в 16 верстах, при реке Яйве, с деревянною часовнею.

Орловский приход получил свое начало во второй половине ХVI столетия, но превый храм Орловский, равно как и городок Орел, находились не на правом, как теперь, а на левом берегу Камы, против нынешнего села Орловского. Через шесть лет после заложения и устройства Камкора (Пыскор), в 1564 г. Григорий Аникиевич Строганов получил от царя дозволение построить другой городок на левом берегу Камы и тогда же выстроил его, назвав Кергеданом, впоследствии – Орел городок.

Он обнесен был крепкими стенами, имел для обороны от нападения сибирских Вогуличей и Татар снаряд огнестрельный и воинскую дружину, составленную из вольных людей, в числе коих были и Русские казаки, и немцы, и литовцы и татары. Устроив таким образом городок, братья Строгановы, Яков, Григорий и Семен, завели в нем солеварню и создали храм Божий. Основание храма в Орле городке надобно относить к 1565 – 1570 году.

В это время Строгановы совершенно переселились из Камкора в Кергедан и отдали первый со всеми заведениями во владение Пыскорского монастыря (поступное письмо 7078 года). Нельзя предположить, чтобы столь благочестивые люди, как братья Строгановы, решились жить на таком месте, где бы не было храма Божия, или захотели бы, для удовлетворения своего благочестия, частовременно отлучаться от хозяйственных занятий в Камкор, где были церкви и монастырь, за 20 слишком верст. Итак, нет сомнения, что церковь в Орле в это время существовала, и церковь не в честь Похвалы Божией Матери, а в честь воздвижения Животворящего креста Господня.

В надписи на рукописном Евангелии, находящемся теперь в Усольской Николаевской церкви, прямо сказано: «церковное всемирного воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня в городе на устье на Орле»… и проч. Это было в 1603 г., чрез 30 лет после устройства первой церкви в Орле городке. Церковь в честь Похвалы Пресвятыя Богородицы в Орле устроена была не ранее конца ХVI столетия. В 1706 году вотчины именитого человека Григория Дмитриевича Строганова, Орла городка приказный Прокопий Воронов бил челом преосвященному Дионисию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, и просил «по благословению его преосвященства построенную деревянную церковь во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы с приделом Архистратига Божия Михаила перенесть на новое место, тут же на Орле городке за камской большой полой, на бор, так как тое-де церковь и придел камскою водою подмыло и стоять впредь на том месте невозможно». Каковое разрешение и получено с благословением вместо негодных или погнивших бревен ставить новые. Солеварение же на Орле, лежавшем на левом берегу Камы, было уничтожено задолго до сего времени. В 1624 году Кайсаров нашел там только одни пустые варничные места. В книгах его значится только одна варница, одиннадцать варничных мест и девять рассольных труб – без действия.

Причиною прекращения здесь солеварения было, с одной стороны, истощение рассолов, с другой – истребление всех варничных и многих других строений страшным разливом Камы. По переписным книгам князя Гагарина 1715 г. в Орле городке были следующие церкви деревянного строения: «Соборная во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы с приделы, церковь воздвижения Животворящего креста Господня и церковь Успения Пресвятыя Богородицы». Штат при сих церквах составляли: «Протоиерей Георгий, Феодоров сын, священник Прокопий, Осипов сын, священник Иван, Гаврилов сын, священник Стефан, Прокопьев сын, священник Сергий, Андреев сын (Новгородцов), протодиакон Иван, Иванов сын, диакон Федор, Васильев сын, диакон Андрей, Львов сын, диакон Григорий, Иванов сын, дьячек Иван, Андрев сын Протодиаконов, дьячек Стефан, Матвеев сын Верхотин, дьячек Иван, Тарасов сын Титов, пономарь Григорий, Иванов сын Лядашной, три сторжа и просвирня».

Ныне существующая в Орловском селе каменная церковь в честь Похвалы Пресвятыя Богородицы с приделом во имя св. благоверного князя Александра Невскаго, окончательно устроена иждивением барона Николая Григорьевича Строганова в 1735 году, в том же году освящена, по благословению Варфоломея, епископа Вятского и Великопермского, протопопом Прокопием Шадриным. Соборною сия церковь считалась до 1752 года, в котором по просьбе владельцев, Антоний, епископ Вятский и Великопермский, название собора с Орловской церкви повелел снять и перенести оное на Ново-Усольскую Спасскую церковь, что и исполнено было в 1753 году. Церковь эта сама по себе не отличается ни древностию, ни изяществом архитектуры, но замечательна по древности и превосходной резьбе своих иконостасов, которые, по всей вероятности, перенесены в настоящую церковь из прежде бывших деревянных церквей. В главном храме иконостас пятиставный.

В верхнем ставе представлен образ патриархальной церкви в лице праотцев и патриархов, преклоняющихся Вседержителю Богу-Отцу, который проявляет в лоне Своем Бога-Сына, имеющего открыться в грядущих веках; во втором – изображена церковь подзаконная в лице пророков, держащих в руках хартии с пророчествами и преклоняющихся пред ликом Богоматери, которая в лоне Своем имеет образ имеющегося родиться на земле Сына Божия, о воплощении Коего все они пророчествовали; в третьем ставе Господь в виде вечного архиерея Своей церкви сидит на престоле славы посреде Апостолов, имея по сторонам Пречистую Свою Матерь и Предтечу; в четвертом – изображение двунадесятых праздников; в пятом, самом нижнем, помещены местные иконы, более чтимые, для ближайшего поклонения.

Во всех ставах иконы отделяются сквозными, витыми колоннами, весьма хорошо сохранившими позолоту. Царские врата в главном и придельном храме изящной стариной резьбы. Над престолом главного храма такой же работы старинная сень Из икон особенно замечательны по своей древности: икона Иверской Божией Матери и Спаса Нерукотвореннаго, высокой Строгановской живописи, писанные в 1677 году и приложенные Григорьем Дмитриевичем Строгановым; две иконы, шитые шелками по шелковой материи, и образ Владимирския Божией Матери, убранный жемчугом и разными драгоценными камнями, о которых один просвещенный путешественник сказал: «Цена всего храма не может равняться с ценою некоторых камней».

Особенно чтимая икона в сей церкви – храмовая Похвалы Божией Матери. Об обстоятельствах, по коим возродилось к сей иконе особенно почитание, предание говорит следующее: «В те времена, когда Ермак ходил на Сибирь, в здешния места пришел какой-то Пелымский князь с ордою и приступил к Орлу городку. Тогда жители городка не имея возможности вступить в бой с неприятельскою ордою, так как не имели ни людей способных, ни достаточного числа орудий после отправки их в Чусовские городки для пособия Ермаку, - на общем совете порешили прибегнуть к покорности. А потому бессильные Кергеданцы и вышли из городка с хлебом и солью, взяв с собою икону Похвалы Божией Матери, для испрошения себе пощады. Но лишь только показалась эта процессия из городка, рать Пелымскаго князя оробела и большая часть оной разбежалась в разные стороны, а сам Пелымский князь с оставшимися татарами отошел выше по Каме и остановился против нынешнего Усолья». Истинность сего предания подтверждается историческими свидетельствами. Кихек, князь Пелымский, действительно нападал на сии места во время похода Ермака на Сибирь; это было в 1581 – 1582 году (Соликамск. Летоп. Берха, Сибирск. Летопис. Спасского).

Редкостей в сей церкви было в свое время много, но все оне, как мы видели, перешли в Новоусольские церкви. В Орловской церкви осталась только одна книга, написанная уставом с украшениями под золотом и красками. Надпись на ней следующая: «От рождества Христова 1703 году месяца сентября в 20 день сии диптиха, сиречь – памятник именитаго человека Григория Дмитриевича Строганова приложил в вотчину свою на Орел городок к соборной церкви Похвалы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии в душевное свое спасение и вечное поминовение прародителей своих. Писано в лето от сотворения мира 7211, месяца сентября в 20 день». – Диптих сей делится на 15 отделов.

Первый отдел заключает краткую историю введения в Россию православныя греческия веры и духовенства, с наставлением о необходимости душеспасительного поминовения усопших и моления за них известные дни.

Второй отдел содержит помянник усопших рабов во блаженной памяти преставившихся Святейших патриархов Московских и всея России.

В третьем отделе помянник во блаженной памяти преставившихся преосвященных митрополитов Московских и Киевских.

В четвертом – поминаются епископы и архиепископы Вятские и Великопермские.

С пятого отдела по десятый включительно идут царские роды с подразделениями по званиям князей, царей, княгинь, цариц. Царевичей, царевен и т. д. В одиннадцатом отделе помещен род Строгановых со Спиридона до Григория Дмитриевича.

Двенадцатый отдел заключает детей Строгановых, умерших во младенчестве, тринадцатый – перечисляет отцов духовных Строгановых, четырнадцатый – крепостных Строгановых, пятнадцатый – церковных причетников Орловских.

Крестный ход, кроме установленных церковию, совершается из Орла в Усолье в 7 июля и обратно 19 июля. Подробно о сем ходе говорили мы в описании Усольских крестных ходов. Посты соблюдаются те же, что и в Усольском приходе, только не столь многими, как там.

Из серии статей священника Иполита Словцова «Опыт описания церквей Соликамского уезда» - «Пермские Епархиальные Ведомости», 1876 г., № 1 неофициальный отдел, с. 1 – 5.

 
 
       
Бесплатный хостинг - предприятие связи "ИМПУЛЬС", г.Пермь