Храм Иоанна Предтечи
Православный календарь
Историческая справка о Храме Иоанна Предтечи
Православные храмы Соликамска и Пермского края
Адрес Храма Иоанна Предтечи, Пермский край, г.Соликамск, счет в банке для пожертвований
Ссылки, программы, новости
Фотогалерея
 
 
 
 
 

СЕМИК – ЧЕТВЕРГ СЕДЬМОЙ НЕДЕЛИ ПО ПАСХЕ

Семиком на Руси издавна называли четверг седьмой недели по Пасхе. В этот день во многих местах России и почти повсеместно в Пермском крае молодежь устраивала гуляния и наряжала березку лентами и другими украшениям, водила хороводы. Гуляния эти, судя по припеваниям, с которыми украшенная березка бросается в реку, имеют языческие корни.

На севере Пермского края семик празднуется совершенно иначе. В Пермский Епархиальных ведомостях за 1867 г. есть описание этого праздника в городе Дедюхине – одном из центров солеварения на территории бывшего Соликамского уезда, затопленном ныне камскими водами. «Семик Дедюхинскй начинается в 12 часов дня колокольным звоном «на собор», как бывает в храмовые праздники во всех местах перед литургией. Священнослужители, облачившись в священные одежды, с хоругвями и святыми крестами, отправляются в сопровождении собравшегося в храм народа на кладбище. Православные, не успевшие до выхода служителей алтаря прийти в храм, спешит во всех направлениях и со всех концов города к общему всех жилищу. Здесь первым делом собравшихся бывает молитва об упокоении почивающих в убогом доме, под названием коего разумеется древняя часовня…

Близ этой часовни находятся две могилы, представляющиеся в виде огромных чаш, углубленных в землю. В могилах этих погребены прахи умерших от внезапной смерти, найденных замерзшими, убитыми, утонувшими, задавленными и тех, имена коих неизвестны жителям Дедюхина (в помяннике Дедюхинского собора, начатом с 1700 года и читаемом в семик при убогом доме часто встречается выражение: «Раба Божия, его же имя Ты, Господи, веси»). К погребению этих несчастных, по древнему обыкновению, отмененному уже около 1772 года, приступали всегда в четверток седьмой недели по Пасхе.

Вот начало празднования семика Дедюхинского! Ибо когда, с введением строгих мер, воспрещающих гниение трупов, заражавших своей гнилостью прикасавшихся к ним, воспрещено было правительством единовременное отпевание умерших в семик; тогда дедюхинцы, привыкшие в этот день собираться во множестве к убогому дому для присутствия при отпетии, установили, по крайней мере, вечное поминовение тех усопших, которых предки их, по христианскому братолюбию, с такой любовью предавали земле. Эта древняя любовь предков к почившим выражается и в новом поколении Дедюхина теплой молитвой и непритворным усердием: древний стол (1770 г.), хранящийся в часовне и выносимый только в этот день на общую могилу, покрывается посильным вкладом приходящих, состоящим из денег и яиц. По окончании общей панихиды, отправляемой соборне, то есть после возглашения диаконом «вечной памяти всем прежде отшедшим братиям зде лежащим», народ спешит пригласить священника к могилам своих родичей.

Об усердии в поминовении усопших и о многочисленности собирающихся в семик на кладбище можно судить по тому, что два или три священника с 12 до 5 часов безостановочно служат над могилами не полные панихиды, а малые литии, и не остается на кладбище почти ни одной могилы, над которой бы не возглашено было: «со святыми упокой» и «вечная память». Эта печально-религиозная картина так сильно действует на сердце того, кто привык видеть в семик одни песни и хороводы молодежи, что он, невольно углубляясь в самого себя, находит в душе своей, переполненной любовью к дедюхинцам за любовь их к почившим братиям, весьма естественно родившийся вопрос: почему и в других местах не так справляют семик?

И в самом деле, почему не так? – Так исстари ведется!.. Но и в Дедюхине «испокон веку» празднуют семик иначе, а не так, как почти везде. – На служителях алтаря Господня лежит священная обязанность силой проповеди заставить своих пасомых проводить семик не по обычаю язычества, а по духу христианства. Празднование семика в Дедюхине не всегда бывает в одно определенное время, то есть в четверток перед Троицей. Оно обуславливается состоянием разлива весенней воды. Если к четвергу перед Троицей вода войдет в обычное ложе, то семик празднуется в свое время, если же нет, то гораздо спустя, нередко и после Петрова дня. Впрочем, бывает семик и во время разлива воды, если при этом только окончатся работы по загрузке судов солью. И какое чудное зрелище открывается тогда перед глазами наблюдателя! Три или четыре больших лодки, причаленные к гавани близ собора, наполняются народом, между которым помещаются священники в облачении со своим причтом; на носах лодок стоят с крестами, по бокам с хоругвями. Лодки отвалили от гавани и стройно несутся по волнам, - не клики радости и шумного веселья раздаются с этой маленькой флотилии, а гимны священные, гимны печальные, располагающие душу к размышлению о загробной жизни!

В таком же точно порядке шествие бывает и обратно с кладбища в храм. Дай Бог, чтобы этот святой обычай сохранился надолго; дай Бог, чтоб и чрез сто лет, чрез двести лет жители Дедюхина говорили, празднуя семик: «У нас испокон веку так ведется». Мы выше сказали, что такое убогий дом. Теперь приведем здесь свидетельство старины, подтверждающее наше мнение об убогих домах вообще и сообщим краткую выдержку из последних листов истории убогого дома в Дедюхине: «Прежние убогие домы, то есть погребение странных, по указу отменены и было у Соли-камской, по прежнему обыкновению, в семик, то есть в четверток седьмой недели по Пасце, крестное хождение соборне на убогих, да и отпевали телеса умерших, еще не погребенных, по церковному чиноположению, и народа собрание множество было».

Назначение убогого дома таким образом в Соликамске кончилось 1772 годом, но в Дедюхине убогий дом держался еще довольно долго. Спустя 25 лет по опубликовании указа, в Дедюхине последний раз в убогом доме погребено было единовременно 26 человек утонувших. Из близлежащих деревень на похороны прибыли родственники погибших; а прочие, не имевшие, по отдаленности, родных, были похоронены иждивением жителей Дедюхина. В 50 слишком лет даже родные, быть может, позабыли погибших; но дедюхинцы, совершенно чуждые погибшим по плоти, но близкие по духу христианства, и по сие время помнят их и будут помнить, по переходящему из рода в род преданию. Доказательством сему служит ежегодное поминовение утонувших во время семика».

В Соликамске, как и в Дедюхине, «испокон веку» в семик поминали православные усопших родственников, особенно умерших внезапно или насильственной смертью. Не прекратился этот обычай и в настоящее время, несмотря на долгую безбожную пору. Как в родительские субботы, в седьмой четверг по Пасхе полны храмы, служатся панихиды, возносятся молитвы за усопших. И хотя нет уже торжественно-печальных крестных ходов на кладбища, но и на местах упокоения служатся литии и панихиды.

 
 
       
Бесплатный хостинг - предприятие связи "ИМПУЛЬС", г.Пермь